Саногенное мышление

О природе переживаний

К нам часто обращаются люди с просьбой разобраться, что же происходит внутри человека — какие внутренние процессы запускаются, когда он внезапно конфликтует, отказывается выполнять просьбы, обманывает, проявляет невнимание.
Родители жалуются на детей, говоря, что дети перестали слушаться бабушки или мамы, братья враждуют с сёстрами, несмотря на небольшую разницу в возрасте (например, два года). Казалось бы, близнецы или почти одногодки должны ладить, а они шумят, дерутся, раздражаются.

Да, действительно, когда воспитываешь ребёнка, сталкиваются не столько с проблемой выбора образовательных материалов («Какие знания ему давать?»), сколько с вопросом формирования правильного поведения. Ведь гораздо важнее прекратить детские слёзы, побороть непослушание, наладить общение с окружающими. Эти аспекты становятся понятны именно тогда, когда ребёнок появляется в семье. Со временем малыша можно научить читать, считать, письму, исправить плохой почерк с помощью специалиста-каллиграфиста, скорректировать произношение звуков с помощью логопеда, но как исправлять его эмоциональные состояния, вроде обидчивости или стеснительности?

Наши переживания — настоящая загадка.

Психологи утверждают, что природа этих процессов давно известна и изучена. Многие считают психологию мистической наукой, полной магии и секретов, но это далеко не так. Современные специальные знания позволяют проникнуть в тайны человеческой души.

Представьте себе такой подход в психологии, основанный на фундаментальных принципах естественных наук. Этот подход опирается на экспериментально проверенные факты, точные законы и статистическую достоверность. Благодаря такому знанию сегодня мы способны осознанно управлять своими переживаниями. Давайте начнём разбираться подробнее, вспомнив историю, которую мы неоднократно обсуждаем на наших программах.
Теперь давайте обсудим, откуда берётся подобный взрослый мужчина, ставший зависимым и слабым? Обычно виноваты хорошие родители, искренне заботящиеся о ребёнке буквально до самой смерти. Но какой итог воспитания такого рода? Наш персонаж предстает перед нами совершенно беспомощным и боязливым человеком. Что случилось с его способностью адаптироваться к реальной жизни? Ничего подобного ей не образовалось. Причина проста: мальчик привык бояться матери и действовать исключительно под её контролем. Такое поведение закрепилось настолько глубоко, что вся его дальнейшая жизнь проходит под знаком хронической тревоги и неуверенности. Мнение родителей простое: «Он родился таким».

Теперь рассмотрим истоки детских переживаний и эмоций. Они зарождаются вовсе не случайно, а следуют строгим научным закономерностям. Вспомним классика русской науки Ивана Петровича Павлова. Каждый проходил в школьном курсе биологии изучение знаменитых экспериментов Павлова с животными, принесших учёному Нобелевскую премию. Хотя работа посвящена физиологии пищеварения, именно благодаря исследованиям Павлова психология получила мощный толчок к развитию. Цель ученого заключалась в изучении механизмов психического отражения реальности, понимании сущности чувств и эмоций.

Павлов базировался на исследованиях своего учителя Сергея Ивановича Сеченова, разработавшего теорию о рефлекторной деятельности мозга. Термином «Рефлекс», используемым медиками повсеместно, обозначается простая реакция организма на внешние воздействия — своеобразное зеркальное отображение внешнего мира через деятельность мозга. Однако наше восприятие эмоций строится именно на внутренних реакциях тела, поскольку любые эмоции проявляются физически. Например, когда мы чувствуем стыд, мы краснеем, при испуге у нас дрожат колени, от грусти текут слёзы и образуется ком в горле.

Итак, ощущения и физические реакции определяют наши эмоции, давая возможность чётко осознавать собственное внутреннее состояние. Следовательно, любое исследование эмоциональных состояний неизбежно связано с исследованием физического функционирования человеческого организма.

Эмоции возникают не в пустоте, а в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Исследуя механизмы эмоциональных реакций, Павлов выделял две формы рефлексов: простые и сложные. Далее он показал, что сложные рефлексы формируются постепенно и развиваются, приобретая дополнительные элементы. Именно развитие сложных рефлексов объясняет формирование различных человеческих переживаний.

Процесс образования сложных рефлексов включает важный аспект, называемый «Обучение». Под термином «Обучение» подразумевается приобретение нового опыта, формирование новых моделей поведения. Обучение становится возможным, когда организм сталкивается с новой ситуацией, к которой ранее не имел готовности. Случайным образом, сознательно или бессознательно человек выбирает определённое поведение, которое приводит к какому-либо состоянию — положительному или отрицательному. Важно подчеркнуть, что само состояние служит основой дальнейшего укрепления модели поведения.

Например, представьте ребёнка, впервые забравшегося на высокую поверхность (диван или стол) и упавшего оттуда. Во время падения он испытывает сильную физическую боль, сопровождающую событие. Боль создаёт негативное переживание, которое, согласно закону Павлова, усиливает мотивацию избегать повторного столкновения с подобной ситуацией. Таким образом, негативные последствия формируют новый опыт и закрепляют соответствующее поведение.

Однако если ребёнок попытается вновь взобраться на высоту, а мать похвалит его («Молодец, мой храбрый принц!»), одобрение станет положительным фактором, усиливающим стремление повторять подобное поведение. Поступки ребёнка будут зависеть от степени поддержки и внимания взрослых. Чем чаще ребёнок получает позитивное подкрепление своим действиям, тем увереннее и смелее он становится.

Таким образом, причины детской активности или пассивности кроются не в наследственности или интеллектуальном уровне, а в количестве действий, получивших поддержку и подкрепление со стороны окружающих. Это правило действует на протяжении всей жизни человека, независимо от возраста.

Наш опыт показывает, что стереотип «взрослого изменить нельзя» неверен. Даже спустя годы взрослой жизни можно обнаружить значительные перемены в поведении человека. Причины изменений лежат в специфическом способе восприятия внешних воздействий, формирующих новое поведение. Дети особенно подвержены влиянию взрослых, поэтому неправильные методы воспитания ведут к формированию негативных черт характера.

Особенно важна способность регулировать собственные переживания, ведь неправильное воспитание способно привести к разрушению личности. Ярким примером является лабораторный эксперимент, проведённый на животных. Животные подвергались различным видам стимулов (например, пища, удары током), вызывая разные виды реакций. Повторяющиеся раздражения приводят к выработке устойчивых условных рефлексов, сохраняющих своё влияние даже после прекращения стимула.

Следовательно, если мы стремимся избежать аналогичных ошибок в воспитании собственных детей, мы должны научиться правильно реагировать на их проступки и успехи. Наказывая ребёнка за нежелательные поступки, мы фактически поощряем их дальнейшее воспроизведение. Примером тому служат многочисленные эксперименты с участием лабораторных животных, подтвердившие данное утверждение.

Таким образом, возникновение эмоций — сложный процесс, зависящий от множества факторов, включая врожденные способности, жизненный опыт и воздействие окружающей среды. Правильное понимание этих принципов позволяет успешно формировать положительные черты характера у детей и предотвращать образование деструктивных паттернов поведения.

Подводя итоги, правильное воспитание начинается с понимания законов формирования поведения и эмоциональных реакций. Позитивное подкрепление помогает развивать уверенность и самостоятельность, тогда как постоянное наказание ведёт к возникновению страхов и комплексов. Сознательное управление собственными эмоциями и поведением формирует успешную личность, способную эффективно функционировать в обществе.
#СГМ #СаногеническоеМышление #ПсихологияСамопознания #ПсихологияРазвитие #ПсихологияЛюдей #ПсихологическаяПомощь #ПсихологическиеТехники #ПсихологическоеЗдоровье #РешениеПроблем #Рекомендации #УстранениеЛюбыхЗависимостей #Янезависим

Наш сайт: https://www.mospsyholog.ru/

Телеграм: https://t.me/senseofcalmness

Обратиться лично: +7 968 990 0880 (WhatsApp, Telegram)