Саногенное мышление

Угашение

Термин угашение известен науке давно, прежде чем обратиться к нему подробно коснемся закона НАУЧЕНИЯ, поскольку угашение является частью этого закона
Впервые определил понятие научения американский психолог Э.Л.Тордайк в зоопсихологии. Иван Петрович Павлов, поставив его на фундаментальную основу физиологического эксперимента. Автор теории рефлекторного кольца, в своей работе он обнаружил связь между стимулом и реакцией. Согласно теории, сигнал сам себя воспроизводит. Иван Петрович в своей лаборатории открыл условные рефлексы, т.е. путь по которому организм устанавливает с окружающей средой временные связи, обеспечивающие тонкое приспособление к ее постоянным изменениям.

И.П.Павлов, автор учения о высшей нервной деятельности. На одном из международных съездов удостоен звания «Первейший физиолог мира» по мнению коллег-современников. В 1904 году стал Нобелевским лауреатом в области медицины.

В своей лаборатории он разработал метод исследования, благодаря которому стало возможным заглянуть в области работы мозга, что ранее оставалось лишь гипотезами и плодами размышлений. Именно он открыл вторую сигнальную систему, именно то, что отличает человека от животного, а это речь и абстрактное мышление.

Научение — это приобретение новых навыков поведения, то есть тех, которых не было в опыте организма. Мы подвергаемся закону научения с самого рождения и до конца жизни. Учимся ходить, видеть, реагировать в соответствии с ним. Как это происходит? Для формирования поведения необходимо действие и подкрепление (положительное или отрицательное). Прокатился на велосипеде впервые, получил удовольствие (радость), повторил несколько раз- закрепилось поведение езды на велосипеде и получаемое от этого процесса удовольствие. Даже мысли о велосипеде в последствии вызывают радость.

Продолжил эту работу ученик И. П. Павлова, Анохин П. К., он пошел дальше и разработал Теорию функциональных систем. Он отверг принцип рефлекторного кольца, обнаружив, что с каждым воспроизведением сигнала в реакцию добавляются компоненты, она уже другая, не такая как прежде.

Функциональная система есть динамически складывающаяся широкая распределенная система из разнородных физиологических образований, все части которой содействуют получению определенного полезного результата. Теперь речь идет не только о реакции на стимулы (раздражители), но и роли образа результата (цели) на поведение. Подобная система вырабатывается в процессе эволюции и развития в течение жизни. Для поведения требуется снова и снова осуществлять сравнение желаемого и действительного результата, совпало-не совпало, так рождается эмоция. Именно мышление определяет, что считать совпадением, а что нет.

Понятия о функциональной системе широко применяется экологами для изучения и прогнозирования процессов в окружающей среде, социологами для изучения и моделирования поведения общества, биологами для разработки новых устойчивых видов растений с заложенными свойствами, для изучения поведения животных и признаков патологических изменений. Все саморегулирующиеся электронные или механические системы базируются на теории функциональных систем. Этот теоретический принцип лег в основу робототехники. Искусственный интеллект был бы невозможен, не имея мы теорию функциональных систем Анохина П.К., открытую в 1935 году!

Он опередил отца кибернетики Норберта Винера на 12 лет. К сожалению, советским опытом пренебрегли. Что было не трудно! И знания были преданы некоторому забвению, развитие приостановилось, особенно в области взаимодействия физиологов и психологов, педагогов на долгие годы. Только в 70гг XX в физиологи повернулись в нашу сторону.

Всемирный психологический Конгресс психологов признал Анохина величайшим психологом ХХ столетия.

Вернемся к угашению. Угашение это обратный научению процесс. Для него требуется также само поведение, но уже без подкрепления. В природе угашение существует, Вы неоднократно с ним встречались. Приведу пример: смена пищевых предпочтений. Помните, как в детстве вы относились к мороженному или конфетам? Слюноотделение начиналось и сердцебиение учащалось только от мысли о сладостях или виде упаковки. Упаковка, ларек, вид сладости, запах выступает стимулом для последующей реакции. А сейчас? Вид мороженого не рождает желание, отношение спокойное, другими словами, стимул потерял свое значение, а именно стал безразличен. Угашение в приведенном примере может занимать годы и быть неуправляемо. Специалисты начали искать способ управлять этим явлением.

Берренс Фредерик Скиннер, американский психолог, сформулировал теорию оперантного обусловливания — метода обучения, в котором поведение контролируется его последствиями. Из его статьи об оперантном угашении вытекает, что оперантное угашение протекает гораздо медленнее чем обусловливание и метод обнаружил свои ограничения и не был воспринят сообществом серьезно, что мы видим по ходу развития педагогической мысли и методов психологии.

Павлов в своих экспериментах в изучении пищеварительного поведения у собак неоднократно подтвердил условия формирования угашения. Собаке выдавали корм в сопровождении сигнальной лампочки, через несколько повторений у собаки сформировалось пищевым поведением при включении лампочки. При отмене корма пищеварительное поведение после нескольких повторений в ответ на сигнал лампочки не подтверждалось. Сформировавшегося поведения (выделения слюны и желудочного сока) отменялось после изъятия подкрепления (выдачи корма) в случае повторения этого поведения.

Мы пошли дальше и нашли способ как сделать этот процесс управляемым.

Поведение человека согласно закону о поведенческом акте представлено последовательностью этапов: ориентировкой, целью (образом результата), программированием, решением, самим действием и обратной связью. Для начала необходимо дать оценку событию, что, собственно, происходит, присвоить значение. Оценка события- внутренний процесс, результат выработки информации обеспечивается именно мышлением.

Человек не машина, но заложником внешних стимулов его может сделать образ мыслей. Когда человек не может избавиться от стимулов, запускающих его поведение, оно становиться неуправляемым. Именно такое, неосознаваемое автоматическое мы и называем патогенным. Патогенное мышление заставляет человека ходить по кругу переживаний снова и снова воспроизводить нежелательные реакции. А угашение решает эту проблему и устраняет автоматизм, избавляя человека от действия на него стимулов и давая ему свободу выбора модели поведения.

Усилиями воли угашение провести невозможно такова наша природа, требуется создать некоторые условия. Угашение происходит при повторении действия в условиях отмены подкрепления. Когда реакция на событие идет, а человек в ней не участвует, не переживает это событие и остается спокоен.

Вот этим мы и занимаем последние 25 лет каждый день на приеме.

#СГМ #СаногеническоеМышление #ПсихологияСамопознания #ПсихологияРазвитие #ПсихологияЛюдей #ПсихологическаяПомощь #ПсихологическиеТехники #ПсихологическоеЗдоровье #РешениеПроблем #Рекомендации #УстранениеЛюбыхЗависимостей #Янезависим

Наш сайт: https://www.mospsyholog.ru/

Телеграм: https://t.me/senseofcalmness

Обратиться лично: +7 968 990 0880 (WhatsApp, Telegram)