Саногенное мышление

Саногенное воспитание

Задумывались ли вы когда-нибудь, какова цель воспитания детей и кого вы хотите воспитать? В соответствии с какими ценностями и какой жизненной философией вы осуществляете свои родительские функции? Какие инструменты используете в ходе воспитательного процесса? Что такое саногенное воспитание?
Попробуем немного разобраться в этом вопросе. «Саногенное» означает оздоравливающее. То есть, сохраняется некоторая духовная целостность, что приводит к физическому и психическому здоровью. Для этого прежде всего важно определиться с целью воспитания ребенка.

  • Какая у вас цель?
  • Каким вы хотите видеть в будущем своего сына и дочь?
  • Какие качества по вашему мнению должен иметь ваш ребенок?
  • Как он должен с этой жизнью справляться?

И тут возникает огромное многообразие мнений и вот некоторые из них:

- Мой ребенок это единственный смысл моей жизни, и пусть он будет любым, лишь бы был со мною рядом;В этом случае ребенок встает на вершину иерархической лестницы, и вынужден быть тем самым ориентиром, за которым идут взрослые. Уже он управляет процессом воспитания. Родитель становится функциональной единицей и выполняет желания и потребности ребенка, не зависимо от того, полезно это или нет. Очень часто подобная философия приводит к педагогическим ошибкам: потакание, лицемерие, соглашательство. Родитель часто испытывает вину перед ребенком, которая не дает внести необходимые ограничения. Создается среда вседозволенности, а вместе с тем тотального контроля и тревоги. Родитель не в силах отпустить ребенка в свободное плавание, не дает ему возможность сделать собственный выбор и тот становится заложником безмерной удушающей родительской любви. В этих обстоятельствах формируется несамостоятельность, трусость, лживость, недоверие и отсутствие всякого терпения. А родитель отдает на плаху собственную жизнь, планы, цели и смыслы. Жизнь теряет смысл по мере взросления ребенка, и страх краха держит в тисках волю самого родителя, превращая его в зависимое, тревожное существо, деспотичное существо.

Хочу, чтобы он поступил в институт и устроился на стабильную работу; Сама по себе цель неплохая, однако это цель родителя, а должна стать целью ребенка. Мы знаем, что наше поведение целенаправленно. Цель определяет действия, если действия соответствуют обстоятельствам и осуществляются без насилия, их можно считать здоровыми. В случае насилия и неуместности, благие намерения могут стать губительными и превратиться в патогенные. Грань очень тонка, но очевидна. Необходимо не только хотеть и заставлять учиться, а развивать качества, которые помогут ребенку ставить нужные для него цели и осуществлять действия их обеспечивающие. Одного желания недостаточно. Требуются терпение, выносливость, способность думать и управлять своим вниманием. Саногенное мышление обращает внимание на потребности самого ребенка, родителю самому потребуется терпение и мудрость принять выбор ребенка. Только так можно достичь результата и быть счастливым.

⁃ Хочу, чтобы он реализовал мою мечту, стал тем, кем у меня не получилось (хоккеистом, певицей и т.п.); Это утверждение никак нельзя отнести к саногенным, увы. Здесь мы видим ошибку в оценке ситуации. Кто перед нами? Ребенок со своей судьбой, желаниями и способностями. А мечта чья? Родителя. Счастье, если мечта родителя превратится в мечту ребенка, но само собой это не получится, потребуются усилия, которые родители, не имея специальных знаний, выполнить зачастую не могут. И мы опять сталкиваемся с насилием, навязыванием. Насилие всегда порождает отвращение, необходимость терпеть несоответствие, сдерживать себя усилием воли, что приводит к неминуемым срывам и болезням.

⁃ Все равно кем вырастет, главное чтобы обеспечивал меня на пенсии; Подобное патогенное утверждение не дает ребенку шанс быть свободным. Он еще не вырос, а не нем уже лежит груз ответственности за родителя. Начнем того, что для оказания материальной поддержки ребенку самому требуется достичь финансовой стабильности и главное хотеть помогать близким. Это задача со звездочкой. В случае безразличия к будущему ребенка, родитель просто не сможет воспитать в нем необходимые качества.

⁃ Главное, чтобы был счастлив; Это высказывание ближе к саногенному суждению, важно понимать смысл самого понятия счастья. Счастьем для одних может быть жизнь в достатке, удовольствии и потакании своим потребностям (подобная философия не способствует здоровому образу жизни и обрекает носителя на неминуемые страдания и даже гибель). Для других — выстраивание гармоничных отношений, умение думать и достигать поставленных целей. Счастье — побочный эффект на пути достижения цели, и часто оно совсем не связано с легкой и беззаботной жизнью. Способность преодолевать трудности и держать удар судьбы и делает человека счастливым.

Согласитесь, что это всё безусловно благие намерения, но в процессе их реализации будут неизбежно возникать эмоции, и с ними необходимо будет справляться обоим: родителю и ребенку. Наши привычки, смыслы и ценности будут устаревать, как устаревают, например, технологии и мода. За этим придется следить, чтобы оставаться всегда на связи с реальностью, и за счет этого соответствия чувствовать себя хорошо и уверенно. Что уместно в отношении младенца, совершенно неприемлемо в отношении подростка и, тем более, взрослого человека.

Напрашивается аналогия с огородом, где для каждого растения опытный садовод не только подбирает благоприятное место, но и определяет правильный график посадки, ухода, полива, и всегда четко знает, какова цель выращивания того или иного растения: плоды, эстетическое наслаждение или практические функции.

Но в процессе воспитания многие оказываются в роли неумелого садовода, который на оставленным ему от родителей по наследству участке, стал сажать все подряд и делать это не вовремя, поливать нетерпимые к влаге растения и притенять светолюбивые..

Следуя лишь своему минутному желанию, рекомендациям соседей и друзей, а также различных интернет-форумов, на которых делятся своими рецептами другие такие же садоводы-любители, при этом время от времени, видя не те результаты, что ожидались, родитель начинает в гневе все топтать и сажать заново. Что же вырастет в итоге? Пожалуй, сорняки с неврозом. Когда мы говорим о саногенном мышлении, мы всегда имеем в виду реализацию двух принципов: ненасилие к чувствам и уместность. То есть соответствие происходящему по смыслу и времени. В этой связи, саногенным можно считать воспитание с опорой на эти философские принципы, независимо от того, какие цели преследует воспитатель, главное они должны соответствовать эпохе, возможностям ребенка, потребностям воспитателя и действующей культуре. Сложно? Безусловно непросто! Для выполнения этих требований соответствия, воспитателю придется перестать быть ремесленником и подняться на более высокий уровень осознания себя и своей роли, стать в некотором роде философом на каждый день самому себе и своему ребенку в особенности. Всякое педагогическое воздействие должно ежеминутно иметь ответ на вопрос «зачем?», воспитателю важно видеть не только близкие последствия своих действий, но и отдаленные.

В этом смысле очень важно уменьшать свое невежество, мир всегда во все времена берет высокую цену за незнание, невежество обходится дорого в любые времена. А что же требуется знать, чтобы воспитание было саногенным, то есть оздоравливающим?

1. Что такое хорошо, что такое плохо, в какой момент они меняются местами и почему.

Иначе наши благие намерения будут разрушать и нас и наших детей, а общество будет пополняться больными в социальном плане людьми.

2. Свойства своего ребенка и не ошибаться этом.

Таланты есть у всех, их следует найти и раскрывать, а не пытаться переделать балерину в амазонку. Это не принесет счастье балерине и даст миру никчемную амазонку, успеха при таком подходе не достичь. Тут родителю важнее всего совладать с собой и принять ребенка с теми свойствами, какие есть. «Отредактировать» человека мы можем лишь в известной степени. Оглянитесь вокруг и посмотрите на опыт трансгендеров, он весьма показателен не только в вопросе половой принадлежности, но и в определении своей профессии, например.

3. Свойства текущей эпохи и направление исторического развития, чтобы воспитать в ребенке именно те качества и навыки, которые требует будущее, а не прошлое.

Реальность придется опережать по времени, иначе мы рискуем воспитать человека из прошлого, неспособного счастливо жить в свое время. Если наши прабабушки могли не думать о выборе профессии вообще, потому что родились крестьянками, а школы учили только читать и писать, мы точно знали, что одной профессии нам хватит на всю нашу жизнь, то сейчас двумя или тремя высшими образованиями уже никого не удивить, а будущие поколения выберут какой-то новый путь, не связанный с количеством профессий.

4. Методы воспитания и законы физиологии, чтобы грамотно использовать их повседневно.

Всё, что мы воспитываем, происходит в живом организме, и без учета этого обстоятельства мы относимся к детям как к биороботам, матрицу которых всего лишь нужно накачать разнообразными программами. Это далеко не так. Живое самое решает, устанавливать себе программу или нет. К тому же разные геномный набор делает невозможным установку некоторых программ, впрочем как и наличие уже установленных тоже. Вернитесь к пункту 2.

5. Последствия принимаемых нами воспитательных решений.

Вот прямо сейчас подчинив ребенка своей воле, добившись своей тактической победы сегодня,какое поведение мы взращиваем на дистанцию в 15-20 лет? Вот прямо сейчас разрешив ребенку что-либо, во что выльется это действие, в какую привычку и какие ценности для него на дистанции 15-20 лет?

Такие вопросы родители себе задают преступно редко. В отличие от наших предков, мы не знаем какой жизнью будут жить наши дети, не то что внуки. Поэтому опирать мы обязаны только на вечные смыслы и ценности, и следить за соответствием наших поступков именно им.

Тонкая грань соответствия пронизывает всю нашу жизнь: не пересолить пищу, не попасть в просак с комплиментом, не пропустить перемену настроения и вовремя поддержать близкого, не упустить симптом и прийти ко врачу пока еще можно влиять на исход ситуации и т.д.

Саногенщиком быть действительно непросто, зато и не скучно. Как писал автор теории сгм Ю.М.Орлов, мудрость увеличивает счастье. Приверженцы этого подхода к жизни и воспитанию неутомимо развиваются и меняются, становясь еще сильнее, еще выносливее, еще точнее и естественнее. Саногенное воспитание — это воспитание стрессоустойчивости, воспитание различительной способности к эмоциям у ребенка и мощной саморегуляции их без насилия и подавления чувств, а за счет размышления. Это отдельная педагогическая задача в семьях саногенщиков. И начинается она с подачи примера.

Скажите, умение прощать обиды — это хорошо? А как это делается? Как научить ребенка прощать? А он знает, чем обида отличается от гнева или отчаяния? А в чем разница между обидно и не обидно? И как перейти из одного в другое, а не стерпеть и стать злопамятным? Это тонкий процесс осмысления себя и саморегуляции внутреннего мира. Саморегуляция своих состояний порой пущена “на самотек”, а между тем, все это можно и нужно воспитывать в детях. И всегда помнить про соответствие. Когда мы наставляем дать сдачи обидчику, мы воспитываем в перспективе 15-20 лет что? Способность дать отпор и не бояться или мстительную паранойю? Что из этого будет саногенным, а что патогенным, и как мы отличим одно от другого?

В этой статье мы не дали готового рецепта саногенного воспитания, но надеемся, что сумели побудить вас, дорогие читатели, подумать об этом.

Наш сайт: https://www.mospsyholog.ru/

Телеграм: https://t.me/senseofcalmness

Обратиться лично: +7 968 990 0880 (WhatsApp, Telegram)