Саногенное мышление

Медитативная графика

В рамках проекта Чувство Покоя мы работаем с переживаниями, избавляя от страданий. Предметом нашей работы становится ситуация, которая причиняет боль и сама реакция, другими словами – эмоция. Это такие системы, которые рефлекторно возникают у человека, закрепляются в опыте и воспроизводят сами себя в виде переживаний, подавить усилиями воли их невозможно.
Для устранения сложившихся механизмов не нужно участие воли, а необходимы специальные условия, приводящие эту систему к распаду, в основе которых лежит идея угашения. Идея эта удачно применяется физиологами в экспериментах на животных, удачно проводят угашения различных видов реакций и поведения. К сожалению, это не удавалось перенести на человека. Мы с этой задачей справились еще в 1997году, Владимир Александрович Иванов, основатель проекта Чувство Покоя, впервые выполнил процедуру итерационного угашения, будучи в то время сотрудником наркологического диспансера руководил кабинетом анонимной психологической помощи.

Мы в нашем центре осуществляем эту работу, занимаемся как раз рефлексами, которые входят в состав эмоции, и угашая поочередно один за другим, мы добиваемся распада всей системы. Вся эмоция прекращает свое существование, нужно понимать, что эмоция – реакция на конкретную жизненную ситуацию. Мы не можем устранить способность человека обижаться, но научим его делать это по-другому, без страданий и боли. Есть обида, она причиняет боль, простить не получается, но надо, вот эта ситуация подлежит угашению и реакция на нее. Мы не делаем людей бесчувственными, нет! Человек сам определяет, что он хочет подвергнуть угашению. Вся гамма приятных и неприятных состояний будет управляемой. Разница лишь в том, что после перенастраивания хода мышления, используя подход Ю.М.Орлова человек сам выбирает что ему чувствовать, когда и как долго, в этом случае переживания «не случаются с человеком», он не является беспомощным их заложником.

К инструментам помощи мы относим интроспекцию, дневник с майевтикой (правильно заданными вопросами) и медитативную графику. Медитативную графику модно использовать тоже для угашения реакций и нежелательных переживаний.

Нам часто задают вопрос, как отвлечь ребенка от гаджета? На самом деле дети не так привязаны к гаджетам, как кажется взрослым. Они получают там информацию, переписываются, учатся, и даже ведут свои заметки и дневники. Как можно использовать гаджеты в терапевтической целях для психологической помощи?

Вы рисовали в тетрадях на полях во время урока? Конечно! И не только на полях, но и на самих страницах появлялись цветочки и солдатики, кораблики и орнаменты, фигурки и значки. В это время ход мыслей, переживания выражались в графической форме. Неосмысленные рисунки, каракули — это и есть медитативная графика. Все дети таким образом общаются с собой, они снимают напряжение или усиливают удовольствие, это понятно только автору рисунка! Этот инструмент может использовать не только родитель, психолог, педагог, но и сам ребенок и взрослый, поняв, как это надо делать.

С помощью медитативной графики можно зафиксировать то состояние благополучия, счастья, которого давно не было, или оно сейчас есть и его хочется запомнить. С помощью рисунка его можно зафиксировать или вызвать.

Второй способ применения: для угашения. Если нет возможности осознать, осмыслить напряжение, эмоцию, ее можно нарисовать и привести к угашению целой системы. Это доступно! Все дети это делают, надо только направить. В этом случае угашение будет представлять собою перенос реакции из биологического носителя в графический.

Третий способ: сделать неосознаваемое осознанным. Вспомним Салтыкова-Щедрина «Как один Мужик двух генералов прокормил» там есть такая фраза: «Чего-то хочется! Не то пирогов с капустой, не то солонины с хреном!» Чтобы это понять, чего же все-таки вас беспокоит, можно использовать медитативную графику. На бумаге этот способ выглядит как вьющаяся ниточка с узелком на конце.

Хорошая новость - можно использовать гаджет! Там всегда найдется приложение или вкладка с рисованием, ребенок может пальчиком водить по экрану для отображения своего приятного состояния. Это изображение сможет помочь ему справиться с неприятным состоянием или подготовиться с напряженным ситуациям (экзамены, зачеты, выступления, конфликты). Можно перейти в наше приложение Чувство Покоя, заглянув на экран, на котором оно нарисовано его рукой и понятно только ему! Используя этот рисунок для подготовки к важным или неприятным делам, у ребенка будет расти способность успокаиваться накануне и снимать внутренние барьеры. Выполнять нелюбимые действия станет проще, его отношение к ним изменится. Уйдет неприятное переживание, а потом придет и уверенность.

Смартфон можно использовать в момент неприятных переживаний. Ребенок расплакался, мышцы напряжены, ком в горле, в груди давит- эти состояния надо зарисовать и каждую неудачную попытку удалять. Ребенок будет видеть, как меняется рисунок, сначала он заполняет весь экран, далее становится менее интенсивным, терять цвет, уменьшается разнообразие. Чувство начинает ослабевать! Чем точнее ребенок изображает чувство, тем быстрее оно угашается. Рисунок становится простым и примитивным, и вместе с тем наступает спокойствие. У ребенка прошли слезы, ушел ком из горла, и он простил вам обиду.

А вот как сделать неосознаваемое осознанным? Нужно рисовать и водить пальчик по экрану до тех пор, пока рука у ребенка не остановиться в одном месте и не будет рисовать точечку или кружочек, в этот момент нужно спросить: «О чем думаешь? … Какой образ стоит перед глазами?»

Учительница меня вызвала и отругала! Я испугался!

Вот! Именно так становится видимым невидимое! Это и есть переход из бессознательных процессов в осознаваемые! Фокус внимания удерживает образ, и это становится осознанным. Вот и все! Такое нехитрое использование гаджета даст ребенку возможность понять все-таки пирогов с капустой или солонины с хреном)

В чем отличие арт терапии от медитативной графики? Медитативная графика используется для угашения, вывода в сознание или для создания стимула, взгляд на который будет запускать реакцию успокоения. Арттерапия используется лишь для отреагирования, есть реакция – я ее завершаю с помощью рисунка, нет цели угасить, прекратить переживание, угашение если и происходит то случайно. Нередко этот эффект приписывают самому методу арттерапии, однако он стихийный, не управляемый. Клиенту стало легче и все! Эмоция не прекратилась, всего лишь ослабла.

Надо всегда помнить для чего вы применяете медитативную графику в целях безопасности. Если используете для угашения, надо иметь знания об угашении, чтобы понимать, ЧТО мы угашаем, какую реакцию. Как она встроена в поведение человека. Также стоит понимать, что метод имеет ограничения: Дети с проблемами ДЦП, слепые не смогут использовать этот метод.

Метод не годится и если вы хотите влиять на других (требуются дополнительные знания), но очень доступен, если вы используете его для собственных целей, для себя!

Рекомендуем следовать нескольким требованиям:

отказаться от насилия, не заставляйте себя

не надо стремиться быть правильным, не стоит наделять рисунок значением для других, вы рисуете для себя!

устраивает любой результат. Это может быть и абстрактная мазня, важен эмоциональный тон рисунка.

В случае использования для угашения рисунок должен быть уничтожен, и не попадаться вам на глаза повторно. Рисуем- удаляем, рисуем- удаляем.

Мы проводим уроки по целительному рисованию. Приходите осваивайте, пользуйтесь сами и помогайте своим детям, и вы обретете способность управлять переживаниями и своими состояниями.