Новичкам о саногенном мышлении!

Эта страничка для тех, кто в первый раз столкнулся с проектом и вполне естественно сразу возникло множество вопросов:
 — А почему это работает?
 — А как это работает?
 — А кто придумал?
Мы попробуем ответить на эти вопросы.

Орлов Юрий Михайлович

1.Профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, философ, доктор психологических наук, академик Международной академии информатизации ООН.

Консультирующий психолог. Основатель российского научного направления — «Поведенческий подход в психологии». Создатель теории и практики Саногенного мышления (оздоравливающего мышления).
Автор книг:
Восхождение к индивидуальности. 1991 г.
Половое развитие и воспитание. 1993 г.
И других книг.

Годы жизни- 17 апреля 1928 г. — 11 сентября 2000 г.

2.Практика консультирующего психолога неизбежно привела и его к необходимости разработки психологического метода управления эмоциями человека. Вся история человечества, вся религиозная практика показала, что эмоция человека неуничтожима.

Человек без эмоции не человек. И поэтому, считал он, задача психолога заключается в понимании природы возникновения эмоций и умении нейтрализации неприятного переживания.

История создания СГМ в свете физиологии

За основу понимания возникновения эмоции он берет теорию функциональных систем Анохина т.к. она объясняет физиологию протекания процессов мозга и возникновения реакций в организме. Другими словами, уже была готовая физиологическая теория, экспериментально обоснованная, объясняющая роль эмоции в формировании всех реакций организма. По существу теория функциональных систем привела его к пониманию того, что эту теорию нужно использовать для объяснения психических явлений. Это связано с открытием опережающего отражения.

К тому времени не было удовлетворительной психологической теории объясняющей психический процесс возникновения эмоции, кроме этой. Перед ним стояла задача дать это чисто психологическое объяснение, каким образом психика порождает эмоцию, порождает телесные переживания. Если понятно, какую роль выполняет психика в рождении эмоций, то можно установить связь между образами и мыслями, эмоцией и реакцией. Это дает понимание целостного процесса: возникновения эмоционального состояния, его внешним и внутренним выражением и его образным отражением в сознании, позволяет диагностировать причины душевных и соматических страданий человека. Это дает новое понимание психосоматических отношений, новое понимание возникновения заболеваний человека.

Орлов разложил эмоции на умственные операции, точнее сказать он описал последовательность умственных актов, образующих эмоцию. Выявил общую структуру этой последовательности и показал, что у ВСЕХ эмоций эта структура идентична, и что вид эмоции будет зависеть от вектора (направленности) ожиданий. Он описал как именно жизненная философия человека, набор его повседневных идей, приводит этого человека к здоровью или болезни, к покою или стрессу, к успеху или неудачам, как определяется судьба человека в целом.

Подход Орлова дал психологам и врачам новое представление о природе характера человека и его связи с болезнями этого человека, соединив физиологический и психологический взгляды.

3.Орлов впервые показал, как психологическая наука может воспользоваться знаниями физиологов. Он рассматривал эмоцию с позиций функциональной системы, закона научения, структуры поведенческого акта и учения о доминанте и показал, каким образом эти знания соотносятся с основными понятиями в психологии.

Орлов дал и свое определение эмоциональному стрессу и самому поведению. Он выдвинул теорию саногенного мышления и создал одноименный метод оказания психологической помощи. По сути его подход преодолевает многолетние противоречия в нашей науке.
Орлов вслед за Анохиным видел эмоцию как функциональную систему, имеющую все её свойства.
Это означает, что эмоция имеет свой полезный результат. Этот полезный результат формируется последовательными актами мышления. Мышление строит образы и оперирует ими. А речь человека обозначает эти образы словом. Весь набор образов и словесное их оформление, представляет собой психическую сторону природы человека через вторую сигнальную систему.
Это означает, что эмоция имеет свой полезный результат. Этот полезный результат формируется последовательными актами мышления. Мышление строит образы и оперирует ими. А речь человека обозначает эти образы словом. Весь набор образов и словесное их оформление, представляет собой психическую сторону природы человека через вторую сигнальную систему.
Видео иллюстрирующее как в функциональной системе формируются действия приводящие к полезному результату, при этом сам результат вполне мог бы быть достигнут простым действием, но иногда это простое действие заменяется нагромождением более сложных действий.
4.Вот так удалось свести в единое целое огромное научное наследие двух наук. Теперь стала понятна роль второй сигнальной системы в управлении эмоциональной жизнью человека.

Мышление человека постоянно строит образы того результата поведения, который должен быть в сложившейся ситуации, или ситуации которой еще нет, но которая моделируется в голове. Последовательность актов мышления создает образы ситуации, обозначает их словами.
В психологии этот процесс называется оценка ситуации. Мышление создает образ желаемого результата и образы по достижению этого результата. В психологии этот процесс называется формирование цели и программы поведения. Образы созданы, а реального поведения ещё нет.
То, что уже существует в голове, есть факт психической жизни человека. Модель будущего.

Но есть и внешняя реальность, которая существует вне головы человека. И психика эту реальность преобразует в образы. И если образы, созданные человеком, образ полезного результата и образы реальной ситуации в голове совпадают, то возникает состояние, которое сознание определяет как приятное переживание, а если образы созданные человеком и образы реальной ситуации не совпадают, то возникает состояние, которое сознание определяет как неприятное переживание.

Стало понятным, что психический процесс порождения эмоциональных состояний, это процесс сравнения образов в голове человека создавшего их. Каких образов? Образов построенных человеком: того, какой должен быть полезный результат поведения и образов реальной ситуации. Сам процесс порождения образов и их сравнения в голове, это постоянный процесс, в результате которого постоянно возникают эмоции и чувства человека, сменяя друг друга, который создает всю гамму переживаний, их движение и их изменение. Тем самым стал понятен движущий механизм всех наших чувств — умственный акт сравнения.
5.Вступая во взаимодействие с окружающим миром, с окружающими нас людьми человек в своей голове предвидит, как должен себя вести значимый для него другой человек. Подобные построения человек создает не ко всем, а только к тем, кто значим. В психологии такие построения называются ожиданиями.

Ожидания обращены к внешнему миру, окружающим людям, к себе самому. Сколько у человека в окружении значимых людей, столько у него возникает ожиданий к ним и в каждой ситуации свои ожидания. Говоря простым языком, как должен себя вести человек, что я хочу от него в данной ситуации? Наступает сама реальная ситуация. Возникают образы самой ситуации, благодаря способности мышления к оценке. В этот момент могут возникнуть два разных по своему биологическому смыслу состояния.

ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Мультфильм со смыслом от amixfilm
6.Первое: ожидания и реальность совпали. В этот момент возникает ощущение радости, успеха, восторга, возникает приятное переживание. Второе: ожидания и реальность не совпали. Здесь нужно поговорить о значении этого несовпадения. Это несовпадение может усиливать наше приятное состояние многократно, если это несовпадение состоит в обнаружении факта, что удовлетворение превосходит ожидания. Тогда наше приятное состояние будет развиваться.

А когда несовпадение состоит в обнаружении факта, что ожидания не могут быть выполнены в полном объеме? В этот момент возникает ощущение неудовлетворенности событием, разочарование, чувство неприятное. Возникшее состояние в психологии называется переживанием обиды. Обида переживается как расхождение моих ожиданий и реального поведения человека, к которому эти ожидания обращены. И чем больше несовпадение, тем интенсивнее обида.

Благодаря предложенному подходу Орлову удалось открыть мыслительную операциональность возникновения эмоции. Стало понятным, что возникновение эмоции есть результат закономерности работы самого мозга. Физиологический механизм этой закономерности следующий. Строя ожидания к другим людям, мышление возбуждает нервные процессы мозга. Возникшему образу соответствует возбуждение на нейроне головного мозга. Комплекс этих возбуждений в физиологии называется нервной моделью стимула. Этот комплекс возбуждений, т. е. нервная модель стимула возникает до того как возникнут образы реальной ситуации.

Раз возникнув, они удерживаются в сознании и подсознании человека. И одновременно с этим возбуждением возникает возбуждение, связанное с образами реальной ситуации. Два разных возбуждения сходятся на одном нейроне. И если эти возбуждения соответствуют друг другу, то человек испытывает удовольствие, а если эти возбуждения не соответствуют друг другу, то человек испытывает неудовольствие.

Продолжение следует…

Мы запустили свой подкаст в 2014 году

11 ноября 2014 года

Вышел наш первый выпуск подкаста "Психология: мифы и реальность"

В нём мы более подробно начали освещать саногенное мышление и то как мы смотрим на те проблемы которые нам ставит наш пользователь. На сегодняшний день подкаст прослушали уже более 15 миллионов раз.
В том же году мы начали запись лекций о саногенном мышлении
Выбрать лекцию для просмотра можно нажав на иконку, в верхнем правом углу видео, с тремя полосками и маленькой кнопкой "Play" внизу.
Статьи о саногенном мышлении